Рождественские «святки» из моего детства

(Время чтения: 3 - 5 мин.)

            Родился я в многодетной крестьянской семье на Кубани. Я был последним, пятым ребенком. Наверное, поэтому внимание всех было приковано ко мне. Семья была очень трудолюбивая, но, несмотря на это, иногда нам приходилось очень туго, как и всем остальным семьям того времени, живущим в сельской местности. Почти все жили одинаково: ни богато и ни бедно, но все же ближе к последним. И главное – ни на что не роптали: что Бог давал, тому и рады были. Люди тогда были какие – то другие: добрее, веселее, отзывчивее.

 Мне посчастливилось провести детство как раз в то время, когда мои родители, как и все остальные их ровесники, были, наверное, последним поколением, которые жили по  казачьим традициям и обычаям. Во-первых, это язык, южно-кубанский диалект, на котором они общались («балакали»); во-вторых, это множество праздников, которые только они могли по-настоящему отмечать. Именно о таких праздниках, «святках», я и хочу рассказать.

Начинались они с 6 января, со «Святого вечера». Целый день мать стояла у печки, да-да, у той самой крестьянской печи, которая и дом обогревала, и на которой готовили еду. По традиции в этот день она готовила «кутью» (вареный рис). Еще холодец из петуха (мой любимый), торт «Наполеон», вкус которых я до сих пор помню, а еще пирожки с самой разной начинкой. Все это делалось по старинному рецепту, из домашних дрожжей на опаре.

Закончив все приготовления, собрав мне в сумку «вечерю» (кутью и пирожки), она говорила мне: «Тэпэр гарнэнько одивайся и нэсы вэчэрю сначала до кресного, а потом до кресной!» Переведу: « Теперь потеплее одевайся и неси «вечерю» сначала крестному отцу, а потом крестной матери». Заметьте: сначала – отцу, а потом – матери. Отец  был всегда во главе семьи, за ним всегда было последнее слово, и еще во многих семьях дети обращались к своим родителям на «вы» - это еще одна особенность воспитания в семье.

Я всегда с удовольствием разносил «вечерю», поскольку заранее знал, что получу за это немного денег, какой-нибудь подарок и много конфет. На обратном пути я успевал забегать и заносить «ее» всем своим родственникам, а также соседям. Мне стыдно признаться, но я, как и многие мои друзья, не стеснялись это делать, тогда это было нормой поведения, наши родители приучили нас к этому. Никто и никогда не закрывал перед нами двери своего дома. А какая тогда была чудесная погода! Стояла настоящая зима: снега – по колено, а то и выше, трескучий мороз.

 Рано утром 7 января я ходил «рождествовать» (славить Иисуса Христа), разрешено это было делать только лицам мужского пола, за что хозяева меня также щедро одаряли. Они очень рады были тем, кто к ним приходил. Вечером этого дня мы ходили «колядовать», обычно группами. Снова обходили всех родственников, соседей и даже чужих людей. Всюду можно было услышать басовитые голоса мужиков и потоньше – парней: «Пусьтить рожэствовать!» И всех нас впускали в дом. Должен сказать, что слова всех святочных стихов и песнопений звучали на кубанском диалекте, чаще всего их исполняли как песни, с соответствующей интонацией. Как раз это и придавало им неповторимый национальный колорит, кстати, всему этому меня научила моя покойная матушка. Я до сих пор помню все эти слова.

 После «колядки» у меня был перерыв, я мог спокойно посчитать свой «заработок». Главное – хватило на коньки. Теперь я мог радостно скользить на них по речке вместе с моими друзьями, играя в хоккей. Какое это было счастье и не только для меня, а для всех ребят моего поколения. Вся речка была заполнена детьми, а также взрослыми, которые здесь же удили рыбу. Толщина льда достигала одного метра, любой транспорт спокойно переправлялся через реку.

 Приближался старый Новый год. Вечером 13 января я с друзьями ходил «щедровать», что-то похожее на «колядки». А вот взрослые, в том числе и мои родители, «водили Меланку». Сердце мое замирало, когда в наш дом приходили ряженые и начинали ее «водить». Я всегда наблюдал за ними, мне было все очень интересно. Я запоминал слова их песнопений, даже кое-что успевал записать в тетрадь.

Какие это были мощные голоса, казалось, дом в разные стороны качало, а все потому, что  все это так  за душу брало!

Через пару минут стол был накрыт (мама у меня была очень шустрой хозяйкой), все гости уже сидели за столом, их рюмки были наполнены самогонкой (в то время это был самый популярный спиртной напиток, его пили и мужчины, и женщины). Закуска на столе была самая обычная: вареная картошка с солеными огурцами, сало, вареные яйца, квашеная капуста, жареная рыба и мясо, домашний хлеб и пирожки.

 За столом велись самые разные темы разговора, мужчины спорили о том, кто вчера поймал большую по размеру щуку, у женщин были свои разговоры. Но если вдруг люди более старшего возраста начинали говорить, тотчас устанавливалась тишина, все слушали только их, в этом проявлялось уважение к старшим. Чуть «повеселев», начинались песни и пляски под гармошку. И все это длилось до поздней ночи. Вот умели люди веселиться!

Рано утром 14 января я, набив все свои карманы зерном (пшеницей и ячменем), отправлялся «посыпать» («посевать»), поздравлять со старым Новым годом, снова только мужчины делали это. Считалось доброй приметой, если мужчина в этот день первый переступит порог дома, поэтому мне нигде не было отказа. Снова, обойдя всех по знакомому мне «маршруту», я быстро бежал в школу на занятия. Обычно они начинались в этот день.

Сейчас люди совершенно по-другому отмечают эти праздники: в селах, может, еще кто-то и носит «вечерю», в городах об этих праздниках вообще ничего не знают. Иногда слышу у себя в станице как кто-то «колядует» или «щедрует», но это совершенно не то, что я делал в своем детстве – всего пара строчек, да и то сказаны они на «свой лад». Но, к сожалению,  даже это сейчас можно очень редко услышать. А все потому, что наши дедушки и бабушки не успели или просто не смогли передать все эти добрые традиции своим внукам. Хотя, впрочем, они сами не проявляют к этому интерес, у них сейчас появилось свое новое «чудо света» - это компьютер.

Но ни один компьютер никогда не заменит память наших предков, их традиции и обычаи. Это самое святое, что должно остаться в наших сердцах. И наш долг – помнить об этом!

Понравилась статья? Понажимай на кнопочки.

Related Articles

Суеверный ли Вы человек?

Учительский труд-правда и вымысел.

Человеческая судьба