Агрессия, как таковая, не является негативным явлением. Она присуща каждому человеку на всех этапах его жизни и порой является абсолютно нормальной и естественной реакцией индивида на те или иные раздражители. Однако её проявление у детей и взрослых существенно отличается.
Взрослый человек, которому наступили на ногу, вероятнее всего, тактично промолчит, даже если мысленно будет крайне зол на неуклюжего зеваку, испачкавшего его новые туфли. Ребёнок же, окажись он в такой же ситуации, тут же начнёт кричать и бить того, кто это сделал, всячески высказывая свою боль и негодование.
Особо предсказуемо такое поведение для детей от двух – до четырёх лет, когда они ещё недостаточно хорошо осознают то, что решить проблему можно не только «на кулаках». В это время особо важно искоренять агрессивную модель поведения, чтобы не дать ей развиться в подростковую и юношескую агрессию.
Итак, с чего же начать?
С установления благоприятной для ребёнка атмосферы и его комфортного существования в целом. Часто причинами повышенной агрессивности у детей является не столько личная предрасположенность (что тоже возможно), сколько его окружение, состояние здоровья, род занятий и возможные ошибки в воспитании, допущенные родителями.
Поэтому уделите внимание здоровью ребёнка, больше заботьтесь о нём. Возможно, малыш злится просто из-за банального недостатка внимания и любви. Но может быть и наоборот: излишнее внимание к ребёнку и контроль каждого шага начинают чрезмерно его раздражать.
Болезненно настоятельное требование свободы обусловлено также тем переживанием ребёнком возрастного кризиса, который как раз в 2-4 года и происходит. Позвольте ему быть более самостоятельным – и агрессивный настрой вскоре исчезнет.
Если для проявления агрессии нет видимых причин, возможно, они исходят изнутри. В таком случае, дело либо в наследственности ребёнка, либо – в его гиперактивности. Если родители ребёнка в детстве тоже были агрессивны, следует учесть это заранее и особое внимания уделять развитию таких его качеств, как доброта и умение сострадать. В случае с гиперактивными детьми, на помощь придёт постоянное наличие у ребёнка интересных занятий, направляющих его энергию в конструктивное русло.
В то же время, ищите во всём положительные моменты. Вместо того, чтобы сокрушаться над тем, что же стало с сыном или дочерью, используйте данный этап в жизни для того, чтобы привить ребёнку склонность к критическому мышлению и способность предвидеть последствия своих поступков.
Любой ребёнок, ведущий себя агрессивно, вскоре заметит, что сила помогает ему только заполучить желаемые вещи, но лишает общения со сверстниками, которые его избегают и боятся. Поясните малышу, что если он станет чуть добрее, сможет со всеми подружиться.
Выбирайте такие мультики и сказки, где особо ярко демонстрируется то, что злых персонажей никто не любит, а у добрых – много друзей. Играйте с ребёнком, создавая такие проблемные ситуации, где он мог бы добиться чего бы то ни было без воздействия силы. Если это необходимо – накажите ребёнка, однако в спокойной тактичной форме. Он ни в коем случае не должен ощущать агрессии с Вашей стороны, и тем более – бояться Вас.
После того, как ребёнок успешно всё усвоил и в дальнейшем не допустил подобных ошибок – обязательно поощрите его. Только похвала должна быть конкретной. «Ты очень радуешь меня тем, что больше не обижаешь Васю», или «Молодец, что разрешил поиграть ребятам со своими машинками». Подобные воспитательные кнуты и пряники рано или поздно научат Ваше чадо справляться со своими эмоциями и лучше находить общий язык с окружающими.
Интересные статьи:
Отдавать ли ребена в детский сад?
Новый папа для ребенка
Почему ребенок кричит?
Как правильно наказывать ребенка?
Кризисы детского возраста
Понравилась статья? Понажимай на кнопочки.