ГИА и ЕГЭ в школе, «за» и «против»…

(Время чтения: 3 - 6 мин.)

Сейчас – временное затишье… Все учащиеся сдали (а может, кто-то и не сдал) свои государственные экзамены в прошлом году. Но не стоит забывать, что очень скоро, в конце мая, эта тема снова будет у всех на устах – прежде всего у выпускников школ и их родителей, а также учителей. Вы только вдумайтесь: как громко и торжественно звучат эти слова – Государственная итоговая аттестация (ГИА) – для выпускников 9 класса и Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – для выпускников 11 класса. Ну так и хочется при произнесении этих аббревиатур поднять Российский Флаг и исполнить Государственный Гимн страны.

 А давайте заглянем в их задания и тесты по каждому предмету… И флаг сразу опустится, и гимн прекратит свое звучание. Взять, к примеру, математику, обязательный предмет для всех выпускников. Учитывая то, что это точная и очень сложная наука, и не всем дано ее знать, многие задания рассчитаны на очень одаренных детей. А как быть тем, кто вовсе не силен в ней, но ему нужно свидетельство без «троек» для поступления в колледж или вуз? Известно много случаев, когда рушились планы многих выпускников, да какие там планы – судьбы.

Ни чуть не меньше страдают и учителя. Теперь они вынуждены работать именно на ГИА и ЕГЭ, занимаясь «натаскиванием знаний» у учащихся, строго ориентируя их только на эти задания. Они забывают о своих учебных планах по предмету, по которым они работали раньше, о развитии творческих способностей у учеников – на это просто-напросто не хватает ни времени, ни здоровья. Не успели написать одну диагностическую контрольную работу, как тут же следует вторая, третья и т. д. Причем, эти контрольные «сыпятся», как град, со всех сторон – из Москвы, из края, из района, а еще свои, директорские. Такова реальная  участь всех учителей Краснодарского края.

Как легко проверяющим, нет-нет, не учителям, которые дав свои уроки, до ночи сидят и проверяют их под жестким контролем других «проверяющих». Последние же спокойно посчитали все работы и сделали готовый отчет – статистику. Ох, как жаль тех учителей, ученики которых не показали хороший результат для «отчета»: теперь и тем, и другим придется каждый день допоздна засиживаться в школе, «грызя гранит науки». То же самое можно сказать и о русском языке – это второй обязательный предмет ГИА и ЕГЭ.

Кто же составляет эти государственные экзамены? Кто же эти «светила»? Чаще всего это люди, которые далеки от школы, от специфики работы в ней. Проще всего, выдумать что-то свое, эдакое «заумное», новое или позаимствовать у Запада и Америки – а вдруг «приживется» у нас, русские все вытерпят! Так оно и получилось. Кому как не  учителям знать все о своих учениках. Как раз именно они могли бы внести свою деловую, полезную лепту в составление государственных экзаменов.

Интересно, если всех авторов- составителей ГИА и ЕГЭ усадить за стол и попросить их написать экзамены по русскому языку и математике – какой будет результат? Далеко не у всех будут «пятерки», а может, и «четверки». Ну а если попросить наших законодателей сделать то же самое (они же, прежде чем принимать такой закон, сами должны иметь в нем толк), то после проверки их работ срочно придется поднимать их всех из кресел и посылать в начальную школу. Каждый год у нас случаются серьезные «казусы» с этими пресловутыми экзаменами: то почти половина выпускников у нас «стобалльники», даже слабые ученики; то, наоборот, очень много «двоечников», то еще что-нибудь.

Однако стоит сказать и об одной положительной стороне ЕГЭ: все его результаты засчитываются при поступлении в вузы, т. е. абитуриенту не придется дважды сдавать экзамен, хотя это сейчас не редко делается.

Самой процедуре проведения госэкзаменов стоит уделить особое внимание. Каждый выпускник уже подвержен внутреннему стрессу, сильному волнению. Его в таком состоянии везут далеко от родной школы, в другую, совершенно чужую для него. Здесь, не имея «пропуска» (паспорта), не допустят его к сдаче, даже если он будет значиться в списках. Затем под «прицелом» видеокамеры (ну прямо напомнили нам «прозрачные выборы») и неусыпным оком комиссии наш выпускник приступает к выполнению заданий. Ну а если ему вдруг захочется выйти в туалет, то здесь его чуть ли не за руку поведут «туда» и «усадят» обратно (а вдруг он по пути спишет со шпаргалки). «Какой может быть высокий результат экзамена в такой обстановке?!» - вопрошают родители. Такова печальная суть нашей российской системы школьного образования.

А теперь мысленно перенесемся на лет 20-25 назад, в то время существовала советская система обучения школьников, помните: пионеров, комсомольцев? Давайте вспомним об экзаменах той поры. А сдавали их все учащиеся и по всем школьным предметам. Сначала был письменный экзамен-сочинение по русскому языку. Экзамен проводился в школе, члены экзаменационной комиссии были свои учителя, они же потом и проверяли все эти работы в школе. Потом выпускники писали экзамен по алгебре, все точно так же, как и по русскому языку. После письменных экзаменов начинались устные. Существовали конкретные билеты по каждому школьному предмету с несколькими вопросами. Все билеты были составлены согласно единому учебному плану. Учителя и выпускники точно и конкретно знали, что от них требуется.

Как правило, экзамены проходили спокойно, очень редко были «двоечники», но они сразу же пересдавали экзамены, и все выходили из школы с аттестатом в руках. А как же иначе.  На протяжении 10 лет все учителя школы вели своих учеников к 10 классу. За это время они очень хорошо узнавали уровень подготовки каждого из них по всем школьным предметам. Поэтому наперед могли предугадать результат каждого ученика на экзамене. И если вдруг он по каким-то причинам покажет немного низший результат, долг учителя – помочь ему, чтобы не испортить ему аттестат, а значит, его будущую карьеру, его жизнь. Другими словами, учителя вручали своим воспитанникам «путевки в жизнь», каждая из них была самой разной, и зависела она от того, как каждый поработал в течение десяти лет в школе. Ну а дальше все теперь зависело только от самого выпускника – как он дальше построит свой жизненный путь…

Особое внимание уделялось «отличникам» учебы. Они имели аттестаты с отличием, и теперь они могли поступать в институты и университеты на льготных основаниях, сдавали только один профилирующий предмет, многие сразу же поступали. К сожалению, сейчас они не имеют таких льгот. Пора задуматься над тем, какая же система все-таки лучше – советская (сдача выпускных экзаменов по билетам) или нынешняя, российская –  ГИА и ЕГЭ?

Возможно, это сугубо политический вопрос: распался Советский Союз, а вместе с ним и советская школа с пионерской и комсомольской организациями. Начались реформы, коснулись они и системы образования. Тут бы в самый раз провести народный референдум по этому вопросу, но этого не было сделано. И вот результат – ГИА и ЕГЭ. Многие выпускники, их родители, а также учителя против них. Мотивируют они это следующими причинами: во-первых, на их подготовку («натаскивание») уходит много времени; во-вторых, сам метод тестирования далек от идеала, можно легко списать, если сильно захотеть; в-третьих, не каждый выпускник в состоянии выдержать «жандармский режим» на экзамене; и, в-четвертых, если ты не сдал экзамен в этом году, то ты получишь справку об окончании школы (совсем не похожую на «путевку в жизнь» при советской школе), а потом – до встречи в следующем году.

Согласитесь, все это как-то неприятно звучит, особенно последняя фраза. Но таковы реалии ГИА и ЕГЭ. Наши «верхи» обещают все в корне исправить, внести очередные «коррективы», упростить их, приблизить их к реальному ученику. Но пока там… «думают», наших детей продолжают использовать в качестве инструмента при проведении бесчисленных экспериментов. И, судя по-всему, им не видно конца.

Интересные статьи:
Методика преподавания английского языка
Где ты, Советский Союз?

Понравилась статья? Понажимай на кнопочки.

Related Articles

Суеверный ли Вы человек?

Учительский труд-правда и вымысел.

Человеческая судьба